Литература ФРГ
События 2-й мировой войны 1939-45 борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах надолго определили пути развития литературы в Западной Германии. Стремление осмыслить происшедшее побуждает многих писателей-гуманистов к критическому пересмотру буржуазных нравственных и социальных ценностей. Некоторые (как Л. Франк, 1882-1961) приходят к социалистическим воззрениям (социально-психологический роман «Ученики Иисуса», 1949; автобиографическая книга «Слева, где сердце», 1952) или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политического характера (К. Эдшмид, 1890-1966; роман «Если это розы, они будут цвести», 1950; в 1966 издан под название «Георг Бюхнер. Роман немецкой революции»). Другие ищут опору в религии (христианские мотивы у Гертруды фон Ле Форт, 1876-1971; В. Бергенгрюна, 1892-1964; Р. Шнайдера, 1903-58; Р. Хагельштанге, р. 1912; Марии Луизы Кашниц, 1901-74) или впадают в крайний скептицизм (сочетание клерикализма, агностицизма и иррационализма у Э. Ланггессер, 1899-1950; творчество Х. Х. Янна, 1894-1959). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний (лирика К. Кролова, р. 1915), наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В. Лемана, 1882-1968). Кризис традиционного буржуазного гуманизма, чувство отчаяния и смятения ярко выразил В. Борхерт (1921-47), с именем которого обычно связывают начало антифашистской темы в зап.-герм. литературе (драма «За дверью», 1947). Осознание несостоятельности буржуазного мира стимулировало обращение многих писателей, далёких от революционных идей, к философии экзистенциализма. Влияние последнего сказалось на специфике социального критицизма в ФРГ, зачастую опирающегося на тезис о безысходности человеческого существования (мистико-символический роман Г. Казака, 1896-1966; «Город за рекой», 1947) и утверждающего непреодолимое одиночество человека в извечном противостоянии обществу (религиозно-экзистенциалистский роман А. Андерша, р. 1914; «Занзибар, или Последняя причина», 1957; близкий по духу А. Камю роман Х. Э. Носсака, р. 1901; «Не позднее ноября», 1955). С оттенком моралистической отвлечённости ставятся проблемы вины и ответственности, совести, свободы выбора в творчестве ряда писателей, например З. Ленца (р. 1926).
Эти проблемы тесно связаны с темой войны, преодоления фашизма и его рецидивов, которая с самого начала занимает важное место в литературе ФРГ. Антифашистский и антимилитаристский пафос объединил в «Группу 47» (названа по году образования) писателей разных политических убеждений и эстетических принципов: «традиционного» реалиста Х. В. Рихтера (р. 1908; романы «Разбитые», 1949, «Не убий», 1955), склонного к сатирической символике М. Вальзера (р. 1927; пьесы «Дуб и кролик», 1962, «Чёрный лебедь», 1964), тяготеющего к гротеску и пародии художника-экспериментатора Г. Грасса (р. 1927), экзистенциалиста Андерша, мастера философской лирики Г. Эйха (1907-72) и поэта-авангардиста В. Вайрауха (р. 1907), а также критика, эссеиста и поэта В. Иенса (р. 1923), чьё творчество отмечено склонностью к интеллектуальному эстетству, и многих др. (в т. ч. некоторых австр. писателей, например поэтессу Ингеборг Бахман, а также швейцарских, например драматурга В. Хильдесхаймера). В «Группу 47» входил и Г. Белль (р. 1917), в романе «Где ты был, Адам?» (1951) страстно осудивший развязанную фашистами войну.
Острой критике подверг нем. милитаризм Г. Леднг (р. 1921) в пацифист, романах «Реактивные миномёты» (1955) и «Расплата» (1956). Критика фашизма с позиции абстрактной морали содержится в пьесе К. Цукмайера (1896-1977) «Генерал дьявола» (1946).
В то же время в ФРГ получил распространение т. н. тривиальный роман - разновидность «массовой литературы» (см. «Массовая культура», где авторы рассказывают о войне в поверхностно-развлекательной форме, с внешними признаками реалистического повествования, но по сути оправдывая фашистское прошлое (Х. Х. Кирст, р. 1914; романическая трилогия «08/15», 1954-55). «Тривиальному» близок т. н. солдатский роман, в котором апология «маленького», ни за что не отвечающего человека и культ пресловутого «фронтового товарищества» перекликаются с прямой реабилитацией фашистского вермахта, сближаясь с неонацистской литературой, пропагандирующей милитаризм, шовинизм и антикоммунизм (Э. Юнгер, р. 1895; Х. Гримм, 1875-1959; Э. Двингер, р. 1898; В. Боймельбург, 1899-1963).
С начала 50-х гг., в атмосфере экономического бума (т. н. экономического чуда), в ФРГ оживают и такие виды массовой литературы, как тривиальные «женские», детективные романы, «шпионские» книжки, романы «рока», порнографическая, а также декадентская литература. На ряд молодых зап.-германских поэтов оказали влияние социальный нигилизм и глубокий скепсис поэзии Г. Бенна (1886-1956). Симптоматично, что в эти годы многие из вернувшихся после войны на родину буржуазных писателей-гуманистов эмигрируют из ФРГ (А. Дёблин, 1878-1957; Ф. фон Унру, 1885-1970) либо оказываются в изоляции (Л. Франк; Х. Рефиш, 1891-1960; П. М. Лампель, 1894-1965).
Однако период «экономического чуда», выявивший несостоятельность мифа о всеобщем процветании в ФРГ, и последовавшего за ним разочарования в капиталистической действительности явился для многих зап.-герм. писателей своеобразным стимулом к обострению социально-критических и политических тенденций в их творчестве. Предупреждение против опасности милитаризации ФРГ, высказанное ещё в 1946 Э. Кройдером (р. 1903) в насмешливо-сюрреалистическом романе «Общество с чердака», описание сложных судеб нового «потерянного поколения» (роман жившего после войны в США и Швейцарии Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать», 1954) в 50-60-е гг. вылились в широкую критику антидемократического общественного устройства, политической реакции и реваншизма в ФРГ. Среди лучших произведений периода - ориентированные на высокие этические ценности, полные гуманизма и сострадания романы Г. Бёлля «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963); сатирические романы Х. Хартунга (1902-72) «Мы - вундеркинды» (1957), Рихтера «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959), Вальзера «Половина игры» (1960) и «Единорог» (1966), Г. Грасса «Жестяной барабан» (1959) и «Собачьи годы» (1963), П. Шаллюка (1922-76) «Дон Кихот в Кельне» (1967); остропсихологические романы В. Кёппена (р. 1906) «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953), «Смерть в Риме» (1954); трилогия писателя-католика С. Андреса (1906-70) «Всемирный потоп» (1949-51); роман Г. Гайзера (р. 1908) «Последний бал» (1958); сатирические песни и короткие рассказы Э. Кестнера (1899-1974), В. Шнурре (р. 1920); экспериментальные «короткие романы» А. Шмидта (р. 1914). Мотивы непреодоленного прошлого, нравственной ответственности старшего поколения - в романах Шаллюка «Энгельберт Рейнеке» (1959); Т. Валентина (р. 1922) «Без наставника» (1963); Ленца «Урок немецкого» (1968).
Стремление осмыслить национальный и мировой исторический опыт, социально-критическая и нравственно-гуманистическая проблематика отличают лучшие произведения зап.-герм. драматургии: пьесы Г. Вейзенборна (1902-69; «Подпольщики», 1945), Х. Кипхардта (р. 1922; «Собака генерала», 1963; «Дело Роберта Оппенгеймера», 1964), Р. Хоххута (р. 1931, с 1963 живёт в Швейцарии; «Наместник», 1963, «Солдаты», 1967), П. Вайса (р. 1916, с 1945 гражданин Швеции; «Жизнь и гибель Марата», 1964; «Дознание», 1965), Ленца («Время невиновных», 1961), Т. Дорста (р. 1925). Бурно развивается прогрессивная теле- и радиодраматургия (Ленц, Эйх, Вайраух).
В конце 60 - начале 70-х гг. в зап.-герм. литературе происходит размежевание писателей различных социально-политических и эстетических устремлений. Бесперспективность антибуржуазного протеста, не опирающегося на знание объективных законов исторического развития, зачастую ведёт к модернистским тенденциям, к разрушению целостного художественного образа человека абсолютизацией биологического начала (Г. Зойрен, р. 1932; Р. Д. Бринкман, р. 1940, и др. представители т. н. кельнской школы «нового реализма»). Поиски позитивного мировоззрения порой приводят к ультралевому радикализму, не исключающему иногда революционно-социалистических симпатий [документальная пьеса Х. М. Энценсбергера (р. 1929) «Допрос в Гаване», 1970]. Ослабевают внутренние связи«Группы 47»; отдельные её участники, начав с прокламации нонконформизма, оппозиции буржуазному строю, кончили антикоммунистическими выступлениями. В то же время развивается психологическая проза (Габриела Воман, р. 1932); продолжается социально-критическая, антифашистская линия развития зап.-герм. литературы (романы Р. В. Шнелля, р. 1916; «Воспитание прислугой», 1968; Носсака «Дело Д'Артеза», 1968; Белля «Групповой портрет с дамой», 1971; Вальзера «Болезнь Галлистля», 1972; Ленца «Пример», 1973). Усиливаются реалистические тенденции в творчестве писателей ФРГ, в том числе экзистенциалиста Андерша (романы «Эфраим», 1967; «Винтершпельт», 1974), модернистов У, Йонзона (р. 1934, гражданин Западного Берлина; роман «Годовщины», 1970), П. Хандке (р. 1942, австр. писатель, живёт в ФРГ; роман «Несчастье без желаний», 1972). Развиваются различные формы пропагандистского искусства (представления агитбригад, листовки, прокламации, заводская пресса), придающие политическую направленность характерному для зап.-герм. литературы 60-70-х гг. интересу к документализму. В литературу ФРГ вливаются новые прогрессивные силы. В прошлом шахтёр, М. фон дер Грюн (р. 1926; романы «Светляки и пламя», 1963, «Местами гололёд», 1973) - один из основателей дортмундской литературной «Группы 61», члены которой пишут о рабочих, издают серию «Новая индустриальная поэзия» (В. Барток, Б. Глуховский, И. Бюшер и др.). В 1970 из группы выделились политически более радикальные «Кружки рабочей литературы», или «Мастерские литературы о мире труда» (П. Шютт, р. 1939, и др.). Творчество очеркиста Г. Вальрафа (р. 1942), автора теле- и радиопьес прозаика К. Гейслера (р. 1928; пьеса «Убойный скот», 1963, повесть «Холодные времена», 1965), авторов политических и агитационных песен Д. Зюверкрюпа (р. 1934) и Ф. И. Дегенхардта (р. 1931; также автор романа «Бикфордов шнур», 1973) - свидетельство жизнеспособности здоровых социально-критических тенденций в литературе ФРГ.
Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, М., 1961; его же, Реставраторы орла и свастики. О неофашистской литературе в ФРГ, М., 1971; Архипов Ю. И., Левый радикализм в литературе ФРГ, в кн.: Идеологическая борьба и современная культура, М., 1972; Карельский А. В., «Дортмундская группа 61», в сборнике: Зарубежные литературы и современность, в. 2, М., 1973: Млечина И. В., Литература и «общество потребления», М., 1975; Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Westdeutsche Literatur von 1945-71, Bd 1-2, Fr./M., 1973; Die Gruppe 47, Neuwied - В., 1967; Conrady К. О., Einführung in die neuere deutsche Literaturwissenschaft, Hamb., 1968; Reinhold U., Antihumanismusin der westdeutschen Literatur, B., 1971; Kühne P., Arbeiterklasse und Literatur. Dortmunder Gruppe 61, Fr./M., 1972; Batt K., Revolte intern, Lpz.,1974.
Г. В. Якушева.